Ги́лельс Эмиль Григорьевич (1916-1985), пианист, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1976). Выступал также в ансамблях, в том числе в трио с Л. Б. Коганом и М. Л. Ростроповичем. 1-я премия на Международном конкурсе пианистов имени Э. Изаи (Брюссель, 1938). Профессор Московской консерватории (с 1952). Государственная премия СССР (1946), Ленинская премия (1962).
* * *
ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич - ГИ́ЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич (1916-1985), российский пианист, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1976). 1-я премия на Международном конкурсе пианистов имени Э. Изаи (Брюссель, 1938), 2-я премия на Международном конкурсе пианистов (Вена, 1936). Профессор Московской консерватории (с 1952). Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1946).
* * *
ГИ́ЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич [6 (19) октября 1916, Одесса - 14 октября 1985, Москва], российский пианист, народный артист СССР (1954). Один из крупнейших пианистов 20 века.
Представитель русской фортепианной школы
Представлял за рубежом отечественную музыкальную школу, в частности фортепианную, как одну из самых совершенных. Соединил, развив, в своей блестящей пианистической манере различные тенденции: листовско-рубинштейновскую мощную виртуозность, философскую глубину в трактовке, гармоничность, сдержанность, содержательно-технологическую выверенность, психологизм русской школы. Углубленный в себя и свое искусство, создавший шедевры исполнительских интерпретаций (таковы в особенности его прочтения музыки Людвига ван Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), Ференца Листа (см. ЛИСТ Ференц), Иоганнеса Брамса (см. БРАМС Иоганнес), П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич)), он поражал совершенством мастерства, скульптурностью, рельефностью фразировки, яркостью и разнообразием тембровых красок, убедительностью выстроенных масштабных звуковых полотен во всех их деталях и в целом.
Символ постреволюционного искусства
Судьба Гилельса сложилась так, что он стал, особенно в 1930-е годы, неким символом победительного постреволюционного искусства, воплотил, как и другие лучшие отечественные музыканты-исполнители, новый для 20 века статус «музыканта-утешителя», вопреки атмосфере тоталитарного режима. На нем скрестились две линии лицемерной советской политики: демонстрация перед мировой общественностью равенства и даже расцвета прежде угнетаемых наций и невиданной прежде государственной поддержки расцвета культуры, в частности музыкально-исполнительского искусства. Не зря Сталин называл Гилельса «мое рыжее золото».
Эмиль Гилельс родился в бедной еврейской семье в Одессе в черте оседлости (см. ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ) . Существовал суровый ограничительный ценз для евреев как в высших учебных заведениях, так для проживания и работы в столицах и крупных городах (именно поэтому не могли в свое время оставаться в царской России Артур Рубинштейн (см. РУБИНШТЕЙН Артур), Иосиф Гофман (см. ГОФМАН Иосиф) и многие другие). Путь Гилельса для мировой общественности явился убедительным доказательством преимуществ советской власти: ведь если и ранее в бесплатной Музыкальной школе одаренные дети из бедных семей могли получить образование, то только после 1917 можно было совершенствовать его в отечественных консерваториях.
Победы на музыкальных конкурсах
Гилельс с 5 до 14 лет обучался игре на фортепиано у Якова Ткача (ученика Рауля Пуньо); раскрыла талант музыканта известный педагог Берта Михайловна Рейнгбальд (1897-1944), по классу которой он окончил в 1935 Одесскую консерваторию. Еще в 1931 он победил на Втором Всеукраинском конкурсе пианистов, а два года спустя стал первым победителем на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве. Свой первый сольный концерт Гилельс дал в возрасте 13 лет. Совершенствуясь в Школе высшего мастерства при Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза (см. НЕЙГАУЗ Генрих Густавович) (1935-1938), Гилельс стремительно раскрывал свои редкостные возможности как уникальный виртуоз, яркая индивидуальность. После 2-й премии на международном конкурсе пианистов в Вене (1936) последовала знаменательная победа советского пианизма - первая премия Гилельса на известном конкурсе им. Изаи (см. ИЗАИ Эжен) в Брюсселе (1938). Тогда триумфатора торжественно встречали на границе, наградили орденом. Никогда ранее артист не занимал «столь высокого положения в государственной идеологической пирамиде» (Л. Гаккель). Вопреки тенденциям лицемерного выборочного приспосабливания лишь части духовного наследия, Гилельс, как и другие советские артисты, всем совершенством и силой своего искусства, унаследовавшего великие традиции мирового и русского пианизма, невольно «работал» на миф о величии советской культуры. Мастерство и талант пианиста были признаны и горячо любимы отечественной аудиторией; концерты Гилельса были событием, его пример и его интерпретации служили эталоном для музыкантов.
Преподавательская и концертная деятельность
С 22 лет Гилельс начал преподавать в Московской консерватории; с 1952 - профессор; впоследствии у него совершенствовались Марина Мдивани, Игорь Жуков и Валерий Афанасьев.
Основной для Гилельса, несомненно, являлась активная концертная деятельность, позже - и запись значительной части обширного репертуара. Феноменальное совершенство пианиста-романтика, общительность, оптимизм «раннего» исполнительского стиля Гилельса (подчас не без влияния «салонности») вызывали неизменный восторженный энтузиазм советской публики. Во время войны он, как и другие артисты, много выступал в прифронтовых городах, госпиталях. Достижения музыканта увенчали Государственная премия (1946) и звание Народного артиста СССР (1954). Однако его первые концерты за границей (в ЧССР) начались лишь с 1948. Сенсационный нью-йоркский дебют Гилельса состоялся в 1955. Во всем мире он пользовался художественным авторитетом как блестящий виртуоз и глубокий интерпретатор, особенно сочинений Бетховена. Сотрудничая со звукозаписывающими фирмами (в СССР и с «Deutsche Grammophon», «EMI», «Supraphon»), Гилельс записал большинство сонат Бетховена и все концерты с дирижером Джорджем Сэллом, а также Фридерика Шопена (см. ШОПЕН Фридерик), Листа, Брамса (записи его концертов с дирижером Эугеном Йохумом), Чайковского, Н. К. Метнера (см. МЕТНЕР Николай Карлович), С. В. Рахманинова (см. РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич). Интерпретации Гилельса вошли в золотой фонд мирового исполнительства. Выступал он также в ансамбле с Л. Б. Коганом (см. КОГАН Леонид Борисович) и М. Л. Ростроповичем (см. РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович), с квартетом им. Бетховена и др. Вслед за Ленинской премией (1962) последовали почетное членство в Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии им. Листа (Будапешт, 1970). Гилельс концертировал с неизменным успехом в Италии, Франции, Англии, Германии, Австрии, США, Японии и других странах.
Последние годы
В последние годы Гилельс продолжал совершенствоваться, расширять репертуар, полностью поставив мощную виртуозность на службу глубинным трактовкам. Раскрывались новые для Гилельса качества: возвышенно-трагическая монументальность, иная, более рельефная и суровая тембровая палитра, величавость медленных темпов, как в 29-й, 30-й, 31-й сонатах Бетховена, сочинениях Брамса. Поздние интерпретации Гилельса - новый этап, высокий взлет его искусства; им свойственна кристальная ясность, «чеканность», внятность и продуманность. Взвешенное чувство Гилельса-драматурга отличало его выдающиеся интерпретации, особенно произведений крупной формы. Эпической весомостью, философской значимостью отличаются, например, его поздние, более углубленные прочтения Первого концерта Чайковского (например, «живая» запись с Зубином Мета; всего же это сочинение Гилельс записал шесть раз), концертов Брамса (с Эугеном Йохумом).
Первой женой Гилельса была рано скончавшаяся (в 30 лет) превосходная пианистка Роза Тамаркина. Пианисткой была и покойная дочь Гилельса, Елена; в ансамбле с ней Гилельс записал, в частности, произведения Шуберта в четыре руки, двойной Концерт Моцарта с Карлом Бемом.